Вернуться к обычному виду

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля 2018 год

                 Обобщение практики  осуществления муниципального земельного контроля за 2018 год подготовлено в соответствии с ч.3 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008  №294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ).

       Муниципальный земельный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований осуществляется путем организации и проведения:     

       мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;

       мероприятий по контролю без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений  (плановые (рейдовые) осмотры территорий,  земельных участков);

       плановых и внеплановых проверок, проводимых в форме выездных проверок.

 

       Федеральным законом от 13.07.2015 №246-ФЗ внесены изменения в Закон № 294-ФЗ, на основании которого с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

       В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган муниципального контроля осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений.  

       В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган муниципального земельного контроля:

        размещает на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;

       информирует по вопросам соблюдения обязательных требований,  требований, установленных муниципальными правовыми актами;

       регулярно обобщает практику осуществления муниципального  земельного контроля и размещает на официальном Интернет-сайте администрации Рязанского муниципального района соответствующих обобщений, в том числе указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений;

       выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.

 

        Орган муниципального земельного контроля, осуществляющий мероприятиям по контролю, при котором не требуется  взаимодействие с правообладателями объектов земельных отношений,  проводит следующие мероприятия:

       1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) земельных участков, в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

       2) административные обследования объектов земельных отношений;

       3)другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

            Плановые (рейдовые) осмотры земельных участков проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем органа муниципального контроля. Порядок оформления и содержания таких заданий определен административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области.

        Результаты плановых (рейдовых) осмотров оформляются должностными лицами, их проводящими, актом по утвержденной форме.  

       В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, должностные лица органа муниципального земельного контроля доводят до сведения главы администрации Рязанского муниципального района информацию о выявленных нарушениях для принятии решения  о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.»

          В 2018 году сектором земельного контроля на основании статьи 72 Земельного кодекса РФ проведены плановые и внеплановые выездные проверки в отношении физических лиц. При проведении проверок в рамках муниципального земельного контроля физическими лицами были допущены следующие нарушения:

        1)неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 ст. 8.8, предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ;

       2)неиспользование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.

       Статья 42 Земельного кодекса РФ устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.        

       Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственника, арендатора и других правообладателей проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. В целях недопущения таких нарушений, участники земельных отношений должны проводить деятельность, направленную на сохранение земель как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранять достигнутый уровень мелиорации.

       В правоустанавливающих документах на землю, а также в ЕГРН указывается правовой режим земельного участка, а именно его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельного участка.

       За данный вид нарушения, т.е. неиспользование земельного участка или использование его не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

       3) невыполнение или не своевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

       4) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, является административным правонарушением, за которое  предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.

        Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятия участка земли путем принадлежащего виновному лицу имущества, либо разработки данного участка в личных целях этого лица.    

       Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлена необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

       Для того, чтобы проследить в порядке самоконтроля не допущено ли землепользователями самовольного занятия земель, достаточно соотнести оформленные границы земельного участка с фактическими границами. С информацией об оформленных границах земельных участков можно ознакомиться на публичной кадастровой карте в сети «Интернет», адрес сайта: http://pkk5.rosreestr.ru.