Вернуться к обычному виду

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2017 год

В качестве уполномоченного лица на осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области определён сектор земельного контроля отдела имущественных отношений и земельного контроля управления градостроительства и имущественных отношений администрации муниципального образования.

В целях осуществления муниципального земельного контроля сектор земельного контроля организует и проводит:

1) Плановые и внеплановые проверки в форме документальной и (или) выездной;

2) Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований;

3) Мероприятия по контролю без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений – плановые (рейдовые) осмотры земельных участков.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), на основании которого с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 207 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях исполнения Закона № 294-ФЗ плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц, субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства в 2017 году не проводились.

К мероприятиям по профилактике нарушений требований земельного законодательства в соответствии со ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ относится информирование по вопросам соблюдения требований законодательства путём опубликования на официальном сайте администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области указанных требований, обобщённой практики осуществления контроля с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений.

Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе проводимых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которым к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа муниципального земельного контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем органа муниципального контроля.

Порядок оформления и содержания таких заданий на территории муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области определён административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, утверждённым постановлением администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области от 13.03.2015 № 289 (в редакции от 12.09.2017 № 926).

На основании статьи 72 Земельного кодекса РФ в 2017 году сектором земельного контроля проведены плановые и внеплановые выездные проверки в отношении физических лиц. При проведении проверок в рамках муниципального земельного контроля физическими лицами были допущены следующие нарушения:

1) неиспользование земельных участков в соответствии с видом разрешённого использования.
(Статья 42 Земельного кодекса РФ устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственника, арендатора и других правообладателей проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. В целях недопущения таких нарушений, участники земельных отношений должны проводить деятельность, направленную на сохранение земель как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранять достигнутый уровень мелиорации.
В правоустанавливающих документах на землю, а также в ЕГРН указывается правовой режим земельного участка, а именно его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельного участка.
За данный вид нарушения, т.е. неиспользование земельного участка или использование его не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием, предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ).

2) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

3) неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом. а исключением случая, предусмотренного частью 2.1 ст. 8.8, предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).

4) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, является административным правонарушением. (предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.
Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершённое без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятия участка земли путём принадлежащего виновному лицу имущества, либо разработки данного участка в личных целях этого лица. Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлена необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости).

Чтобы проследить в порядке самоконтроля, не допущено ли землепользователями самовольного занятия земель, достаточно соотнести оформленные границы земельного участка с фактическими границами. С информацией об оформленных границах земельных участков можно ознакомиться на публичной кадастровой карте в сети «Интернет», адрес сайта – http://pkk5.rosreestr.ru .

______________________________________________________________________________________________________

Публикуется органом муниципального земельного контроля во исполнение требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»